Медиамакс побеседовал с заместителем министра энергетики и природных ресурсов Армении Айком Арутюняном о возобновляемой энергии и перспективах ее развития в Армении.
- У Армении есть немалые запасы возобновляемой энергии, использование которых позволит удовлетворить до 30% спроса на энергию в 2025 году. Какая часть этих ресурсов используется и какие шаги предпринимаются для более эффективного использования?
- Более 30% производства электроэнергии в Армении уже обеспечивается за счет возобновляемых ресурсов. В области возобновляемой энергетики сегодня в Армении в основном используются гидроресурсы. У нас есть 162 малых ГЭС, а также два крупных комплекса гидроэлектростанций – Севан-Разданский и Воротанский. Министерство энергетики и природных ресурсов как структура, разрабатывающая политику, уже осуществляет и планирует реализацию ряда программ по развитию возобновляемой энергетики в Армении до 2025 года. Уверяю, в ближайшем будущем у нас будет энергетическая система, сильно отличающаяся от нынешней.
- Вы отметили, что в настоящее время из возобновляемых ресурсов наиболее активно используются гидроресурсы. Как можно обеспечить использование всего гидропотенциала?
- Согласно проектным мощностям, к настоящему время от малых ГЭС мы должны были получать 830 млн кВт/ч. В прошлом году мы получили 685 млн кВт/ч, и это означает, что у нас есть некоторые проблемы в данной сфере. Проблемы разные – технологические, экологические, экономические. Министерство энергетики ответственно за разработку политики в данной области и, к сожалению, не обладает достаточными контрольными механизмами, чтобы наказывать за злоупотребления и поощрять за хорошую работу.
Если оглянуться и проанализировать нынешнюю ситуацию, наверно, было бы правильным в начале процесса привести технические стандарты в соответствие с международным опытом и не позволять, чтобы инвесторы малых ГЭС самостоятельно выбирали оборудование для станций. Сегодня мы уже начали этот процесс и готовим юридическую и техническую платформы. Мы уже обеспечили количественное развитие малой гидроэнергетики, сегодня наша задача – качественное развитие. Я отметил, что у нас есть 162 малых ГЭС и еще примерно 60 получили разрешения на строительство. После их строительства малыми ГЭС в Армении будет вырабатываться примерно 1 млрд кВт/ч электроэнергии. Это обеспечит примерно 15% от общей потребности.
Следует учитывать, что существуют и объективные причины для недопроизводства электроэнергии. Например, сокращение водных ресурсов, что в основном обусловлено изменениями климата, а также неверной оценкой ресурсов. Точно рассчитать гидроэнергетический потенциал Армении мы сможем только после переоценки ресурсов.
Отмечу также, что опыт развития гидроэнергетики в Армении считается достаточно успешным, и многие страны стараются повторить его.
- В настоящее время из крупных рек в энергетических целях не используются Дебед с притоком Дзорагет и Аракс. Есть ли планы по строительству ГЭС на этих реках, и когда они будут реализованы?
- На юге планируется строительство Мегринской ГЭС, совместно с иранской стороной. Предварительная структура программы такова: иранская сторона осуществляет инвестиции, строит ГЭС, эксплуатирует ее 15 лет, самостоятельно реализуя электроэнергию, а через 15 лет передает станцию в собственность армянской стороне. Это общепринятая в мире практика. Сначала предусматривалась мощность 131 мВт, или ежегодная выработка энергии 800 млн кВт/ч. Однако в последнее время иранская сторона предложила построить станции мощностью 100 мВт, объясняя это сокращением водных ресурсов.
На севере у нас есть неиспользуемые ресурсы: программа по двум ГЭС средней мощности - Лори-Берд и Шнох с предварительной проектной мощностью 60 и 70 мВт. В настоящее время мы ведем переговоры с инвесторами и работаем над обновлением инвестиционных пакетов. После того, как пакет будут готовы, мы объявим международный конкурс и предоставим лицензию на строительство инвестору, предложившему наилучшие условия. Эти программы очень важны для нашей энергетической системы, поскольку на севере у нас немного производственных мощностей.
- Что Вы можете сказать об использовании солнечной энергии? Насколько эффективно у нас используется этот ресурс?
- В Армении есть большой потенциал использования солнечной энергии. Основной преградой на пути использования солнечного ресурса до последнего времени были объемы капитальных инвестиций. За последние 10 лет стоимость солнечных фотовольтаических элементов значительно снизилась, и сегодня строительство солнечных станций экономически очень выгодно. За последние 4 года они стали доступнее примерно на 80%. В разных странах солнечные станции уже конкурируют с традиционными тепловыми.
Мы разработали программы развития солнечной энергетики. Согласно различным расчетам, в Армении есть потенциал на 6-7 тысяч мВт, но нам не хотелось бы покрывать фотовольтаическими элементами пахотные земли и территории сельскохозяйственного назначения. По предварительным оценкам, можно построить станции мощностью 1000 мВт на непригодных для сельского хозяйства территориях. На первом этапе построим станцию мощностью 30-50 мВт, чтобы понять особенности применения данных технологий в Армении. Для этого нам нужен испытательный срок, который мы запланировали на этот год.
В шести точках Армении будут установлены метеостанции для оценки солнечных ресурсов, которые будут питаться от фотовольтаических элементов. Около года мы будем проводить исследования с привлечением международных экспертов, в результате чего составим инвестиционную программу и объявим тендер. Затем отберем инвесторов и предоставим им лицензии на строительство солнечных станций.
Основным критерием отбора станет низкая стоимость киловатта электроэнергии и продуктивность станции. В 2015-2016 гг. мы докажем, что у нас настолько хорошие ресурсы, что мы можем получить рекордно низкую стоимость за 1 киловатт. Уверен, что тарифы на солнечную энергию будут конкурентными по сравнению с тарифами тепловой электроэнергии, или даже ниже.
Солнечные водонагреватели получили довольно широкое распространение в быту. Можно сэкономить до 80% средств, затрачиваемых на обогрев воды, и вложение средств окупится уже за 3-4 года. Для внедрения этих технологий армянские банки предлагают очень хорошие условия финансирования, которые, я уверен, в будущем станут еще более выгодными и целенаправленными. Наша цель – создать в Армении такие условия, чтобы каждая крыша стала микро-станцией по производству солнечной энергии. Подобный опыт существует в мире, и я уверен, что после правильных шагов в нашей стране этот процесс начнет продвигаться быстрыми темпами.
- Насколько ваше ведомство открыто для сотрудничества с отдельными лицами и представителями частного сектора, имеющими свои идеи использования возобновляемых энергетических ресурсов?
- Мы открыты для сотрудничества. Встречи с инвесторами, финансовыми структурами носят ежедневный характер. Со всех сторон к нам поступают мнения и предложения. Есть очень много хороших программ, и мы поддерживаем их по мере своих возможностей. Однако, должен с сожалением констатировать, что пока не вижу революционных открытий в Армении. Я встречался со многими учеными, они представляли разные программы, однако практически ни одна из них не проходила испытаний, и авторы идей сами не представляли, какая именно поддержка им необходима.
Конечно, были и хорошие идеи, компании с хорошими программами, которые в рамках программ, осуществляемых нашим министерством совместно с другими структурами, получали гранты для создания испытательных образцов. Надеемся, что в дальнейшем у нас будет больше практических предложений от частного сектора.
- Что Вы можете сказать о ветряной энергии?
- У нас есть достаточно хорошие ветряные ресурсы, но в основном только в высокогорных участках. Это обстоятельство создает некоторые логистические сложности. Для генерирования энергии ветра необходимы крупные и мощные (2 мВт и более) станции, которые практически невозможно доставить на нужные участки. Поэтому инвесторам необходимо учитывать наши географические особенности. У наших компаний частного и государственного сектора есть инвестиционные программы с иранскими, польскими и китайскими компаниями. Если появится возможность для их реализации, то в ближайшие годы у нас появятся ветряные станции, имеющие мощность порядка 200 мВт.
Наше министерство создало карту ветров, которая является очень полезным инструментом для инвесторов. У нас есть и утвержденный тариф, а также условие обязательной покупки всей выработанной энергии в течение 20 лет.
- Не так давно в Абу-Даби Вы участвовали в пятом заседании ассамблеи Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), в ходе которого представили потенциал Армении в области возобновляемой энергетики. Каких результатов можно ожидать от подобных встреч и могут ли они рассматриваться как новые возможности сотрудничества?
- Обсуждения показали, что даже снижение цен на нефть на мировом рынке не может помешать развитию возобновляемой энергетики. Думаю, результаты встреч не заставят себя долго ждать.
Армении необходимо развивать возобновляемую энергетику. У нас просто нет альтернативы. Еще раз отмечу, что по сей день единственной нашей проблемой в данной сфере были высокие цены на оборудование. Мы не могли себе позволить применение технологий, которые ввиду высокой цены негативно отразились бы на потребительских тарифах на электроэнергию. Обеспечение населения доступной электроэнергией – одна из наших важнейших задач. Сегодня в данной сфере происходит беспрецедентное снижение цен и рост эффективности, и нам нужно воспользоваться этой возможностью. Наша цель – создать безопасную, стабильную, независимую и самодостаточную энергетическую систему.
С Айком Арутюняном беседовала Сирануш Егиазарян